Дизайн-директор «Почты России». Руководит несколькими командами дизайнеров, которые отвечают за продукты Почты для людей, бизнесов и автоматизации внутренних процессов компании. В прошлом — дизайн-директор «Альфа-банка» и ведущий дизайнер продукта в «Яндексе». Также работал с МГТС, Microsoft, Viasat, РЖД, «Ростелекомом», Zyxel и другими компаниями. Активно выступает на конференциях по дизайну.
Про то, как менять закостенелые системы. О работе с людьми, любимых книгах, походах в сортировочные центры.Перед просмотром или после него рекомендуется посмотреть беседу с Иваном Васильевым.
2:10 Однажды я прочитал книгу Алана Купера «Психбольница в руках пациентов». И решил — вот оно, хочу помогать людям делать классные цифровые продукты! На форзаце книги была напечатана реклама агентства UIDG, которое занимается UX-исследованиями. Я твердо решил, что хочу к ним. Уволился с должности системного аналитика и начал писать генеральному директору агентства. Я был уверен, что меня возьмут. В итоге сидел без работы четыре месяца, на протяжении которых я напрашивался на стажировку. Потом проработал в UIDG пять с половиной лет. Я занимаюсь дизайном уже лет десять и до сих пор уверен, что в нашей области нужно просто напрашиваться в компанию мечты и добывать все знания на практике.
6:20 Я устроился продуктовым дизайнером в «Альфа-Банк» к Ване Васильеву — и нехило выиграл в лотерею. Через полтора года Ваня уехал в Нью-Йорк и оставил меня за старшего. Это было все равно что с головой нырнуть в озеро, когда плавать особо не умеешь.
21:20 Работа менеджера — прежде всего не стратегия и не тактика, а работа с людьми. Без индивидуальных и командных встреч ничего не полетит. Тем более сейчас, когда все перестали работать в офисе и сложно ощущать себя частью команды. Если ты постоянно сидишь дома с женой, двумя детьми, собакой и кошкой — это твоя команда, а не то, что происходит на работе. Поэтому важно устраивать встречи один на один и измерять температуру коллектива. В нашей дизайнерской команде 16 человек, и у меня бывают регулярные индивидуальные встречи с каждым.
26:10 У меня маленький ребенок, и формат жизни такой: поработал — сразу к ребенку. Если не делать ничего, чтобы выпускать пар, — это неизбежно выльется на близкого человека, и ты будешь об этом очень жалеть. Сын — последний человек, перед которым хотелось бы косячить. Так что нужно искать пути: мне очень нравится тир, неплохо помогает просто написать на листке бумаги то, что тебя беспокоит, чтобы не крутить это в голове, еще хорошо на скалодроме полазить часа полтора.
35:26 Я люблю задавать такой вопрос: «Что бы вы посоветовали прочитать любому дизайнеру?» Чаще всего ответом бывает какая-то книжка про дизайн. Но однажды на сайте «Студии Артемия Лебедева» я прочитал другой совет — «Человек, который принял жену за шляпу» Оливера Сакса. Вот ее нужно читать всем дизайнерам! В ней можно увидеть, каким разными бывают люди. Другие хорошие советы из этой рубрики: «Гарри Поттер и методы рационального мышления», «Думай медленно… решай быстро» Канемана и «Искусство войны» Сунь-Цзы. Последняя настраивает на то, что твоя работа — это поле боевых действий. Не близкая мне концепция, но для общего развития книга классная.
40:17 Если на собеседовании в ответ на вопрос «Почему вы уходите из предыдущей компании?» человек начинает ныть — это худший соискатель на свете. К таким людям у меня предубеждение.
47:20 Дизайн-мышление, дизайн-спринты, HADI-циклы и все прочие подобные методологии крутятся вокруг общих принципов: классно, когда все исследования и разработка идут итерациями. Ты что-то сделал, ошибся, извлек урок, сделал еще раз, снова ошибся, исправил. Все они учат, что ошибаться нормально, нужно ошибаться чаще, чем раньше ты ошибся — тем цена ошибки будет ниже.
48:02 Мы приходим в какую-нибудь незрелую продуктовую команду, где старый управляющий почтового продукта не хочет никого слушать и ничего менять. Но мы ему говорим: «Слушай, мы понимаем, что ты знаешь лучше. Но мы пойдем поговорим с пользователями и посмотрим, что из этого получится. В худшем случае ты просто потеряешь две недели времени и подтвердишь свою правоту. Но может быть ты узнаешь что-то новое». С этого понятного шага мы начинаем сессию дизайн-мышления — и я очень часто наблюдаю, что на выходе получаются удивительные результаты и продукт удается развернуть в другую сторону. Дизайн-мышление и дизайн-спринты дают понятную последовательность шагов, чтобы переманить бизнес на вашу сторону.
50:53 Если ты делаешь продукт в какой-то сложной онлайн-сфере — обязательно нужно погружаться в оффлайн-процессы. В случае «Почты», это означает поработать в отделении и съездить в сортировочный центр. Там происходит магия. Несмотря на то что у «Почты России» в глазах общественности имидж так себе — в логистике мы лучшие. У нас даже есть роботы на сортировке. Поход в цеха очень здорово прочищает мозги, мотивирует и дает чувство сопричастности, а, главное, новые идеи.
57:46 В «Альфа-Банке» мы ставили перед собой цель — выдавать людям кредиты максимально быстро, когда они нужны. И в одном юзабилити-исследовании я прочитал комментарий клиента: на следующий день после того, как он взял кредит, он пришел в банк разрывать кредитное соглашение. Оказалось, что это его ребенок случайно взял в приложении кредит на огромные деньги (мы предлагали сразу максимальную сумму). Все закончилось хорошо. С одной стороны, мне было немножко стыдно, что мы не предусмотрели «защиту от дурака». Но с другой стороны, была и гордость: в приложении «Альфа-Банка» даже ребенок может взять кредит.
59:55 Если ты вносишь изменения в узкой нише, через какое-то время это может изменить мир. Даже если изменения происходят у пары десятков людей — это уже круто. Ты уже переставил местами какие-то кирпичики, и чья-то жизнь изменилась к лучшему.